Главная страница > Оборонительные сооружения
 

История строительства

Оборонительные сооружения Брестской крепости

История строительства

 

Схемы расположения

     
 

Форты 1-й линии:

Ко второй половине XIX века Брестская крепость уже не вполне соответствовала своему назначению. К этому времени в мире на вооружение была принята нарезная артиллерия, дальность, точность и разрушительная сила которой значительно превышала возможности гладкоствольных пушек. Директор Главного инженерного управления генерал-адъютант Э.И. Тотлебен предлагал принять меры по защите новых крепостных укреплений от навесного огня: разобрать верхние ярусы башен и высоких каменных казематов, т.к. они являются хорошими ориентирами для артиллерии противника и укрыть казематы толщами земли. И со второй половины 60-х годов XIX века началась поэтапная реконструкция Брестской крепости.

В конце 1860-х гг. севернее крепости проложили железную дорогу Москва — Варшава, насыпь которой образовала мертвую зону перед Кобринским укреплением. Для контроля над этим участком в 1869 г. было начато сооружение передового укрепления «Граф Берг» и крупной земляной батареи. Это был первый форт Брест-Литовской крепости, находившийся на расстоянии 850 метров от главной оборонительной линии. Форт, пятиугольный в плане, состоял из контрэскарповой галереи на напольном и боковых фасах, рва и главного вала, в котором размещались два фланговых капонира, двухэтажная казематированная казарма, соединявшаяся с капонирами аппарелями. В горжевой части находились полукапонир, два пороховых погреба и кухня. Основные строительные работы завершились в 1872 г. Мощеная дорога связывала форт с Кобринским укреплением через Александровские ворота, которые были переименованы в Белостокские.
Опыт франко-прусской войны подтвердил неэффективность и незащищенность замкнутой крепости-лагеря перед лицом массированных бомбардировок нарезной артиллерии с дистанции 5-8 км. Пример крепости Мец, капитулировавшей вследствие того, что там заперлась 140-тысячная французская армия, заставил прийти к выводу, что «крепость губит армию, которая позволила себя в ней запереть; армия в свою очередь губит крепость, поглощая ее запасы и сокращая тем продолжительность ее существования». С этого момента основой обороны крепости стали мощные артиллерийские форты, удаленные от центрального укрепления и приспособленные к самостоятельной и долговременной обороне. В 1873 г. было «учреждено Особое совещание» о стратегическом положении России, которое на основании доклада Тотлебена признало необходимым усилить передовыми укреплениями крепости Новогеоргиевск, Ивангород, Александровская цитадель и Брест-Литовск. На заседании Тайного совета с участием Александра II, состоявшемся 12 марта, эти предложения были приняты.
Главное инженерное управление составило типовые чертежи новых фортов и издало их в 1874 г. в виде атласа «Нормальные чертежи фортификационных построек». Типовым считался артиллерийский форт, обозначенный в атласе как «укрепление № 2», который представлял собой шестиугольник, окруженный рвом с каменным контрэскарпом и валом, прикрытыми тремя капонирами. На валу были оборудованы орудийные позиции, отгороженные шестью двухэтажными казематированными траверсами. В горжевой части находилась прикрытая гласисом казарма. По сути, укрепление являлось выдвинутой вперед батареей, в которой практически не предусматривалось наличие пехоты.
Из-за финансовых затруднений дело долгое время ограничивалось съемкой местности, разбивкой и трассировкой укреплений. Наконец, едва начав работы, в 1876 г. их пришлось прекратить из-за надвигавшейся войны с Турцией. Все силы были брошены на укрепление обороны Черноморского побережья. В июле 1877 г. в район военных действий убыли полки 3-й пехотной дивизии, прославившие впоследствии свои знамена в Балканском походе. В Брест-Литовске началось формирование 50, 60 и 76-го резервных батальонов.
Доставшиеся дорогой ценой успехи России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. были сведены на нет итогами Берлинского международного конгресса, созванного в июне 1878 г. по инициативе Германии. Русские обнаружили, что немцы, считавшиеся на протяжении двадцати лет надежными союзниками, «оказались гораздо более похожими на врагов». В этой ситуации инженерное обеспечение западной границы империи стало вопросом первостепенной важности.
18 ноября 1878 г. на основе топографических работ, проведенных комиссией под руководством генерал-лейтенанта Н.Н. Обручева, был утвержден план усиления Брест-Литовской крепости кольцом из семи передовых укреплений, находившихся на расстоянии 3,5-4 километра от Цитадели и друг от друга. В 1878-1880 гг. в северном и северно-западных секторах были построены форты I (д. Козловичи), II (д. Граевка) и III (д. Тришин). В ходе выполнения работ план был скорректирован в пользу возведения в этих секторах еще двух укреплений: форта VIII, около деревни Дубровка, между фортами I и II, форта IX – в районе железнодорожного вокзала между фортами II и III. Форты I, II, III, IX представляли собой модернизированный проект «укрепления № 2».
В 1883 г. после завершения первых четырех фортов началось строительство остальных пяти. Опыт русско-турецкой войны продемонстрировал возросшую силу ружейного огня, и это заставило инженеров задуматься о том, чтобы изменить конструкцию форта, спроектированного в 1874 г. Главное инженерное управление разработало новый тип форта пятиугольного в плане и с двумя валами. Высокий внутренний вал с пятью казематированными траверсами предназначался для установки артиллерийских орудий крупного и среднего калибра. На переднем, низком, валу была оборудована стрелковая позиция, в углах которой имелись барбеты для легких противоштурмовых пушек. Рвы напольных и горжевого фасов защищались двумя капонирами, а боковые – двумя полукапонирами. Жилая казарма с четырьмя казематами, рассчитанная на роту солдат, располагалась внутри форта и была связана с капонирами и полукапонирами потернами, входы в которые запирались изнутри железными дверями 30-сантиметровой толщины с массивными кримальерными замками. В потернах были устроены пороховые погреба. Форты IV-VIII, которые возводились по этому проекту, имели незначительные отличия в конструкции, вызванные привязкой к данной местности. Форты IV и V находились в юго-восточном и восточном секторах, VI и VII – в западном секторе на левом берегу Буга.
Таким образом, за десять лет к 1888 г. вокруг Брест-Литовской крепости было возведено девять кирпично-земляных фортов, в каждом из которых можно было разместить гарнизон численностью около 250 человек и до 20 орудий. Форты I, II, III и VIII имели сухие рвы, а IV, V, VI,VII и IX были окружены рвами, заполненными водой.
Общая длина оборонительной линии достигала 30 километров. На строительство, обновление и ремонт всех укреплений Брест-Литовской крепости с 1833 по 1882 г. военно-инженерным ведомством было израсходовано около 14 миллионов рублей.
Развитие артиллерии, увеличение ее дальнобойности, повышение мощи, появление крупнокалиберных фугасных снарядов, разработка теории «ускоренной атаки» крепостей через промежутки между фортами дали толчок к совершенствованию крепостных сооружений и применению в фортификационном деле новых материалов — бетона и брони.
В начале 1890-х гг. в Брест-Литовской крепости приступили к инженерному развитию межфортовых промежутков. В каждом секторе строили пороховые склады, насыпали земляные валы, прикрывавшие позиции артиллерийских батарей. Часть передовых опорных пунктов была оборудована бетонными укрытиями. Много усилий было затрачено на создание сети коммуникаций, обеспечивавшей связь между объектами, а также маневрирование силами и средствами.
К инженерному обеспечению западной границы обратились вновь в 1907 г., когда наряду с вопросами модернизации или упразднения существующих крепостей возникла концепция создания новой крепости в Гродно. Стратегическое значение ее вытекало из флангового положения относительно направления движения вероятного противника на Брест-Литовск. Разрабатывались новые проекты фортов, для реализации были рекомендованы три: генералов Величко, Буйницкого и полковника Малкова-Панина. Общим в этих проектах, разосланных Главным инженерным управлением во все крепости в качестве руководства, была возможность поэтапного развития форта. Это позволяло строить укрепления в течение нескольких сезонов по мере поступления денежных средств при сохранении определенного уровня обороноспособности.
В 1909 г. под руководством воеUSBC8й#‚ЗЗлина был составлен новый план дислокации войск и стратегического развертывания армий на случай войны, так называемое «19-е расписание». В связи с этим встал вопрос и об использовании крепостей. Предложено было упразднить Варшавский укрепленный район и Ивангород, оставив лишь крепость Новогеоргиевск, а рубеж стратегического развертывания перенести в глубь страны на линию модернизированной крепости Ковно, Брест-Литовска, вновь построенной крепости Гродно. Среди ряда мероприятий предусматривалось усовершенствование Брест-Литовской крепости благодаря возведению второго кольца фортов на расстоянии 9-9,5 км от Цитадели.
30 июня 1911 г. инженерный комитет Главного инженерного управления рассмотрел и одобрил генеральный план развития Брест-Литовской крепости, рассчитанный на десять лет (ежегодное ассигнование около 2 млн. руб.). По экономическим соображениям в него были внесены изменения, главным из которых стало требование, чтобы линия обороны не превышала 40 км. Новый план был утвержден комитетом Генерального штаба в 1912 г.

Согласно плану, оборонительный обвод должен был состоять из 14 фортов, 21 опорного пункта, 5 оборонительных казарм и нескольких десятков артиллерийских батарей. На расстоянии 6-7 км от крепости создавалась линия из 11 новых фортов, получивших литерное обозначение А, В, Г, Е, Ж, 3, И, К, Л, М, О. В состав этой позиции вписывались и старые форты I, VIII и X. Два последних стали соответственно фортами Б и Д. Между фортами планировалось возвести опорные пункты, предназначенные для подвижных резервов, а также казармы и артиллерийские погреба.

В модернизации крепости принимали участие видные русские военные инженеры. Строительство возглавил начальник инженеров крепости генерал-майор А.К. Овчинников, с 1913 г. — генерал В.В. Голицын. У него было два помощника: строительством руководил полковник Прейсфренд, которого позднее сменил полковник Г.И. Лагорио, хозяйственной частью заведовал полковник Н.В. Короткевич-Ночевной. Обязанности производителей работ исполняли капитаны И.О. Белинский, М.В. Миштовт, С.И. Егоров, В.К. Монахов, Д.М. Карбышев, П.П. Архипенко, штабс-капитан В.М. Догадин. Другие вакансии занимали капитаны К.Д. Сарапдинаки, Н.П. Логанов, К.Д. Красивицкий, Б.Р. Добошинский, Алексеев, Десницкий, Максимов. Всего «инженерный корпус» насчитывал 25 человек. Часть из них проживали с семьями в крепости, остальные снимали квартиры в городе.
Проекты укреплений разрабатывались на месте самими военными инженерами, производителями работ под общим руководством известного фортификатора, профессора Николаевской военно-инженерной академии генерала Н.А. Буйницкого, периодически приезжавшего в Брест-Литовск. Проекты рассматривались в Инженерном комитете при Главном инженерном управлении в присутствии авторов.
«Такой порядок проектирования имел глубокий смысл, – вспоминал В.М. Догадин, – так как проектировщик знал местные условия и «не витал в облаках», а как строитель осуществлял свои собственные замыслы, что вдохновляло производственника в его созидательной работе и вознаграждало его радостным чувством удовлетворения созданным сооружением».
На первом этапе дело ограничивалось проектированием новых и укреплением старых построек. В частности, были переоборудованы форты IV, V, VII, VIII первой линии и пороховые погреба, в которых кирпичные перекрытия казематов прикрыли слоем бетона из расчета, что долговременные сооружения должны выдерживать попадание 420-миллимитровых снарядов. Началось строительство форта «Ж».
К полномасштабным работам по устройству второго фортового кольца приступили летом 1913 г. Предстояло уложить около 30 тысяч кубометров бетона. В несколько раз больше был объем земляных работ. Строительные материалы, из которых основными были цемент, лес, железо и булыжный камень, доставляли подрядчики по договорам, которые заключало с ними крепостное инженерное управление.
Прием материалов производился в присутствии представителя государственного контроля. Работы выполняли специальные артели, приезжавшие на строительный сезон из Калужской, Рязанской и соседних с ними губерний. Их работа оплачивалась сдельно в соответствии с расценками. Для проживания сезонных рабочих строились временные бараки. Крупные земляные работы также выполняли сдельно специалисты, которых называли «голлендорами» (говорили, что это потомки голландцев). Используя легкие одноконные повозки, они насыпали шестиметровые валы. На бетонных работах трудились поденно жители окрестных деревень.
Значительная часть массовых работ была механизирована, что способствовало облегчению труда рабочих, удешевляло стоимость работ. Щебень изготавливали из булыжного камня с помощью дробилки с паровым двигателем. Для приготовления бетона использовали две бетономешалки с локомобилями. Все необходимые материалы подвозили к строительным объектам в вагонетках по узкоколейным путям. Бетон подавали наверх по наклонному фуникулеру. Водоснабжение обеспечивалось трубопроводом и электрическим насосом. Для освещения территории строительного участка были установлены девять дуговых фонарей и передвижной электрогенератор. Щебень промывали из водонапорного бака в вагонетках с решетчатым дном. Для проведения земляных работ приобрели экскаваторы. Конторы на объектах, квартиры инженеров и различные пункты строительства были соединены между собой телефонными линиями.
Для непосредственного руководства рабочими при возведении форта или другого крупного сооружения в распоряжении производителя работ была контора. Там работали старший и младший десятники, табельщик, конторщик, кладовщик и три сторожа. Обслуживание машин и механизмов возлагалось на старшего и младшего механиков и двух слесарей, состоявших в ведении центральной мастерской, которая отвечала за обеспечение строек техническими средствами. Кроме сторожей объекты охраняли крепостные жандармы, которые проверяли паспорта.
Рабочий день на строительстве начинался в 6 часов утра и продолжался 18 часов. Было два перерыва на завтрак и обед. Бетонные работы производились большими объемами несколько суток подряд днем и ночью в три смены.
С начала ноября, когда землю сковывал мороз, до апреля строительство замирало. Плотники и каменщики уезжали на зиму в свои деревни. Зимний период использовался для заготовки строительных материалов. Инженеры в это время готовили проекты и сметы, составляли отчеты за прошедший сезон.
Укрепления возводились в определенной последовательности в зависимости от их важности и оборонительном отношении. На строительство каждого форта отводилось три года. Работы соответственно разбивали на три этапа: возведение напольного вала с помещением для дежурной части, постройка боковых фасов, строительство казармы с горжей. В первую очередь укреплялись западное направление и фланги крепостной позиции. Одним из первых, как уже говорилось, в 1911 г. под руководством капитана И.О. Белинского началось возведение форта «Ж» в районе деревни Дубинники. За строительство форта «А» недалеко от деревни Козловичи отвечал капитан П.П. Архипенко. Капитан Д.М. Карбышев был производителем работ по реконструкции форта VII, по проектированию и строительству форта «И». Капитан В.М. Догадин занимался возведением в форту «Граф Берг» здания холодильника крепостного типа, рассчитанного на 100 тысяч пудов мяса и 2 миллиона порций мясных консервов. Однако строительство и реконструкция укреплений к началу первой мировой войны не были завершены. Из шестнадцати фортов, которые следовало построить и модернизировать, пять так и не были начаты, шесть были готовы наполовину, два — на две трети и только форты «А» и «Ж» удалось закончить полностью.
До начала октября 14 фортов, 5 оборонительных казарм, 21 промежуточный опорный пункт и другие укрепления были почти закончены. Наиболее сильно были развиты оборонительные сооружения в западном и южном секторах. Среднее расстояние между укреплениями равнялось 1 км при общей длине фортового пояса 45 км. Промежутки литерного пояса были усилены окопами, ходами сообщения и искусственными препятствиями, в предполье созданы передовые позиции.
Для осмотра позиций с воздуха был запущен дирижабль «Беркут», с борта которого были произведены инспекция и фотографирование фортового пояса. Сформированный новым комендантом крепости генерал-лейтенантом В.А. Лаймингом совет обороны констатировал, что крепость при бережном расходовании запасов способна «продержаться 8 месяцев».
К весне 1915 г. крепостная позиция получила законченный вид, и крепость Брест-Литовск стала одной из наиболее подготовленных русских крепостей.
С объявлением мобилизации 17 июля 1914 г. в крепости было введено военное положение. Семьи офицеров эвакуировались. С собой им разрешено было взять вещей весом не более двух пудов на каждого члена семьи.
В апреле 1915 г. германо-австрийские войска начали Горлицкую операцию и, нанеся поражение Юго-Западному фронту генерала Н.И. Иванова, в начале лета заняли Львов, отбили Перемышль, вытеснив русских из Галиции. Одновременно немцы развернули наступление в Прибалтике. Целью верховного германского командования было уничтожение основных сил русских в Царстве Польском
11 июня гродненский губернатор В.Н. Шебеко получил секретное письмо от главного начальника Двинского военного округа с указаниями штаба Верховного главнокомандования о подготовке мероприятий по эвакуации: «...В случае отступления наших войск необходимо заблаговременно интенсивно выводить все средства, особенно железнодорожные; уничтожать посевы косьбой или иным путем; мужское население возраста военнообязанных, кроме жидов, удалять в тыл дабы не оставлять в руках противника; все запасы скота, хлеба, фуража, лошадей обязательно выводить; по возможности все рельсовые пути свертывать и увозить в тыл, а не ограничиваться местной порчей путей; мосты, водокачки взрывать окончательно, где возможно взрывать плотины». С церквей предписывалось снимать колокола.
Перегруппировав войска, 4-я австрийская армия эрцгерцога Иосифа Фердинанда и 11-я германская армии генерала Августа фон Макензена 3 июля нанесли новый удар с юга между Бугом и Вислой. Боевые действия на этом направлении сочетались с наступлением из Восточной Пруссии и дополнялись активностью на других участках фронта. 17 июля был оставлен Люблин, 19-го пал Холм, 22 июля начался вывод русских армий из «польского мешка». С боями они отходили от Вислы к линии Буга. 23 июля под звуки гимна «Еще Польска не сгинела» полки 9-й армии принца Леопольда Баварского вступили в Варшаву.
Фронт приближался к Брест-Литовску. В связи с этим командование брестского гарнизона получило приказ приступить к реквизиции подвод, зерна и скота. Крепость готовилась к осаде. «Дополнительные указания» верховного командования относительно «удаления населения» сильно отличались от первоначального замысла; из пропагандистских соображений война была объявлена «великой отечественной». Русская Ставка решила применить тактику «выжженной земли».
К этому времени крепость практически не имела гарнизона и была разоружена. Крепостной пехотный полк был расформирован еще в мирное время. Укрепления, согласно плану мобилизации, должна была занять второочередная 75-я дивизия под командованием генерал-майора М.И. Штегельмана, сформированная при XIX корпусе. Вскоре эта дивизия была отправлена на фронт. Ее сменила 81-я пехотная дивизия, но и она убыла. На замену ей появились две ополченческие части, состоявшие из «ратников 2-го разряда». Это были призванные на защиту Отечества белобилетники. На фронт постепенно вывозились крепостные орудия и снаряды. В крепости остались лишь склады, она стала местом формирования резервных дивизий для действующей армии. Таким образом, к августу 1915 г. Брест-Литовская крепость имела достаточно сильные фортификационные сооружения, но по характеру гарнизона и запасов не была способна выдержать длительную осаду. По свидетельству генерала Б.В. Геруа, который командовал лейб-гвардии Измайловским полком, она производила впечатление «заброшенной помещичьей усадьбы».
Учитывая угрозу обхода Брест-Литовска австро-немецкими войсками, русское командование, чтобы избежать окружения, приняло решение оставить крепость, вывезя предварительно военное имущество и взорвав укрепления. Начавшуюся 8 августа эвакуацию обеспечивала 3-я армия генерала Радко-Дмитриева, которая в упорных боях сдерживала противника у Влодавы. Генерал Лайминг всеподданнейше рапортовал: «...всеми чинами крепости во главе с начальниками крепостных управлений были употреблены сверхчеловеческие усилия для того, чтобы в течение 5 дней вывезти из крепости все ценное имущество, которое свозилось в первоклассную крепость годами и даже десятилетиями». Генерал отмечал также, что мосты на Буге, форты и опорные пункты первой и второй линий от литеры «В» до «Ж» взорваны до основания, остальные частично разрушены. На самом деле уничтожены были литерные форты северо-восточного сектора, достроенные в основном в виде временных укреплений. Полностью был стерт в бетонную крошку новейший форт Дубинники (Литеры "Ж"). Солидные фортификации номерного пояса и Цитадели пострадали незначительно.
Первыми к линии брестских фортов вышли австрийцы. В ночь с 12 на 13 августа они захватили крепость и разрушенный и горящий город. Таким образом, несмотря на затраченные силы и средства, Брест-Литовская крепость практически не приняла участия в боевых действиях.
18 марта 1921 года, после длительного периода войн, между РСФСР, Украиной и Польшей был подписан Рижский мирный договор, по которому территория западной Беларуси вошла в состав “второй” Речи Посполитой. Брест стал столицей Полесского воеводства. За пять лет войны крепостные сооружения были практически полностью разрушены. Восстановительные работы, проводившиеся силами польского гарнизона, продолжались почти 10 лет.
1 сентября 1939 года германская авиация нанесла мощные бомбовые удары по польской территории, в том числе и по Брестской крепости. Началась Вторая мировая война. Из крепости началась эвакуация семей офицеров, а высшее польское командование и штаб округа переехали в форт V. 17 сентября крепость Брест была захвачена немецкими войсками, над ней был поднят флаг со свастикой. В тот же день, рано утром восточную польскую границу перешли советские войска, под девизом оказания помощи братским украинскому и белорусскому народам. Согласно советско-германскому протоколу о демаркационной линии Брест отходил к СССР и 23 сентября в Бресте состоялся совместный советско-немецкий парад. Над крепостью был поднят новый флаг, на этот раз уже советский.
Во время аккупации форты II, III, IX, X, «Ж» и промежуточная казарма в районе форта VIII стали местами массового расстрела фашистаими жителей Бреста.
Послевоенные годы нанесли крепости не меньший ущерб, чем все сражения и вражеские армии, вместе взятые. Попали под промышленную и городскую застройку и были уничтожены форты II, III, X, «В» и «М». Из первого фортового кольца лучше всего сохранились форты I, V и VIII(«Б»). Форты IV, «А» и «З» сохранились лишь частично, а от фортов IX, X, «Е» и «Ж» остались только рвы. Кроме того, на белорусской территории сохранилось три промежуточных оборонительных казармы, пять пороховых погребов, из которых три частично взорваны, опорные пункты и батареи. Форты VI, VII, «К» и «О» остались на польской территории.
   

Форт I

   

Форт II

   

Форт III

   

Форт IV

    Форт V
   

Форт VIII (Литеры "Б")

   

Форт IX

     
 

Форты 2-й линии:

   

Форт Литеры "А"

   

Форт Литеры "Б" (Форт VIII)

   

Форт Литеры "В"

   

Форт Литеры "Г"

   

Форт Литеры "Д" (Форт X)

   

Форт Литеры "Е"

   

Форт Литеры "Ж"

   

Форт Литеры "З"

   

Форт Литеры "М"

     
 

Пороховые погреба:

   

ПП №1

   

ПП №2

   

ПП №3

   

ПП №4

   

Промежуточный ПП "Ж-З"

     
 

Оборонительные казармы:

   

ОК "А-Б"

   

ОК "Б-В"

   

ОК "В-Г"

   

ОК "Ж-З"

     
 

Опорные пункты

 

Батареи

 

Форт "Граф Берг"

   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт I
 
каземат во внутреннем валу
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт IV
 

каземат во внутреннем валу

   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт V
 
горжевой капонир
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт VIII ("Б")
 
горжевая казарма-склад
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт "А"
 
галерея-убежище
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт "Е"
 
остатки укреплений
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт "Ж"
 
остатки укреплений
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Форт "З"
 
галерея-убежище и капонир
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Пороховой погреб №1
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Пороховой погреб №2
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Пороховой погреб №3
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Пороховой погреб №4
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Пороховой погреб "Ж-З"
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборонительная казарма "А-Б"
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборонительная казарма "Б-В"
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборонительная казарма "В-Г"
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборонительная казарма "Ж-З"
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Опорный пункт "Б-В"
   
 
 
 
 
 
 
 
 
Батарея 1888 г.
   
 
 
 
 
 
 
 
 

Батарея №6

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     
 
 
Назад
Наверх