|
|
Гремяче |
В
центре деревни. Построена в 1770-е гг.
Здесь
16.02.1757 г. (по некоторым источникам – в 1758 г.) родился польский
писатель и публицист Юлиан Урсын Немцевич. В 1777 г. окончил Варшавский
кадетский корпус. Был адъютантом Тадеуша Костюшко во время восстания
1794 г. В битве с царскими войсками под Мацеевицами ранен, попал в плен
и заключен на два года в Петропавловскую крепость. После освобождения
в 1796 г. выехал с Т. Костюшко в США, где сблизился с Дж. Вашингтоном.
В 1802 г. вернулся на родину. С 1827 г. председатель Варшавского общества
друзей наук. Участник восстания 1830-1831 гг. в Польше, Литве и Белоруссии.
После поражения восстания жил в Париже. Умер 21.05.1841 г.
Ю.У.
Немцевич выступал за развитие просвещения, проведение буржуазно-демократических
реформ. В политической комедии «Возвращение посла» (1790) призывал к
освобождению крестьян от крепостничества. Писал сатирические произведения
о феодальных порядках, басни, романы, повести, поэмы, трагедии и др.
Автор романов «Два пана Сецеха» (1815), «Ян из Тенчина» (1825), мемуаров
«Дневники моих времен» (1848), поэтического цикла «Исторические песни»
(1816). Хорошо знал Белоруссию, интересовался ее историческими памятниками.
Свои впечатления о ней изложил в «Исторических путешествиях по польским
землям, совершенных с 1811 до 1828 гг.» (1858).
Планировка
усадебно-паркового ансамбля регулярная симметрично-осевая, в центре
находится двухэтажный господский дом. Одноэтажные боковые флигеля (жилой
и конюшня, не сохранились) образовывали перед главным фасадом дома курдонер
с круглым газоном, замыкавшийся с противоположной стороны округлым по
абрису деревянным штакетником с четырехстолпными воротами (не сохранились).
За жилым флигелем располагались хозяйственные постройки, за домом –
парк регулярного типа с центральной и двумя боковыми параллельными аллеями,
выходящими к р. Лесная. Деревянный костел-усыпальница, стоявший напротив
дома через дорогу (не сохранился) завершал парадную часть комплекса.
Усадебный
дом имеет характерную для архитектуры барокко пластичную объемно-пространственую
композицию: прямоугольное в плане двухэтажное здание под мансардной,
ранее черепичной крышей с боковыми алькежами, которые первоначально
завершались фигурными куполами. Вход в дом с главного и паркового фасадов
акцентированы террасами на филенчатых пилонах. Фронтальные фасады имеют
регулярный ритм прямоугольных окон, в центре выделены слоистыми пилястрами,
крепующими завершающий тонкопрофилированный карниз. Сдержанный барочный
декор включал пластичные сандрики и наличники окон, межэтажную и фризовую
тяги, угловые лопатки, лучковые люкарны крыши.
Центральное
место в анфиладной планировке дома занимает вестибюль с трехмаршевой
лестницей. В центре второго этажа был большой бальный зал с антресолями
для музыкантов. Боковые алькежи использовались в качестве хранилищ домашних
ценностей и архива.
Усадебно-парковый
ансамбль – памятник архитектуры барокко и садово-паркового искусства
«французского» стиля.
|